Платон (427-347 гг. до н.э.) — это прозвище (широкоплечий), его учитель Сократ. Его школа — Академия (просущ 915 лет). Почти все его сочин дошли до нас целиком. 1-ый понял, что история философ — история борьбы 2 видов философов: материалистов (материя явл онтологически первичн началом, а идеальное: понятия, дух и т.п., — вторичным; бытие = тела; первоначало = огонь, вода…) и идеалистов (единственно подлинная реальность — чувственно воспринимаемая; бытие = идеи; первоначало = душа). Платон — идеалист.
Бытие Платона — множество, эл-тами кот. явл идеи (объективир. понятие, которое существует само по себе; вечно и неизменно). Идеи нах. в отношении подчинения и соподчинения (идея кошки входит в идею четвероногого). Идея сама по себе безжизненна. Идеи дают форму, структуру — это эталоны для вещей. Материя позвол. обрести пространств. воплощение вещи. Душа космоса (3-е начало, кроме идей и материи) — источник жизни (заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать вещах). Каждая идея едина, множественны лишь предметы материальн. мира. Тело смертно — душа бессмертна. Назначение тела — быть временным вместилищем души. Суть теории познания Платона: знание — это припоминание. Платон — противник частной собственности.
Аристотель (384-322 гг. до н.э). Был слушателем в Академии Платона. Он рано понял уязвимые места Платоновского идеализма (ид.: единств. подлинная реальность — восприним. чувствами). «Платон мне друг, но истина дороже». А. подверг критике Платонизм. Но первое время он разделял взгляды своего учителя. Аристотель: «Как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?», «с идеями нужно распроститься: ведь это только пустые звуки».
Вся философ. Аристотеля — попытка разобраться в сущем, открыть его структуру и т.п. Сущность — ключ к сущему. (Фалес — сущность в воде, пифагорейцы — сущн. числа, Платон — сущн. потусторонние идеи). Первоначала Аристотеля: формальное (форма — суть вещи; вечная), материальное (материя — то, из чего состоит вещь; вечная; все, что существует, состоит из материи и формы; вещь возникает в рез. того, что в материю вносится форма), целевое (все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправлен.) и движущее (движущее приводится в движение чем-то; движущая причина — Бог, хотя сам он неподвижен).
А. — «за» частную собственность.