Эллинистическо-римская философия

Эллинизм — 300-летний период (с 338 г. до н.э: победа А. Македонии над Грецией до 30 г. н.э.: перестало существовать последнее эллинистическое гос-во — эллинистич. Египет. Огромная империя А. Македонского, столица — Вавилон. Граждане — подданные громадных монархических гос-в, больше не участвуют в упр своим гос-вом, чел становится более индивидуалистом. Особенности эллинистич философии: саморефлексия, комментирование и истолков старых философских текстов, центр внимания — этические проблемы, утрата проблематики Платона и Аристотеля, возвращение к досократике. Расцвет наук: Евклид (точка — то, что не имеет частей, линия, плоскость и т.п.; через точку можно провести 1 прямую, параллельную данной), Архимед (число пи, основной закон гидростатики = закон «Архимеда» о вытесненном объеме воды, равном объему погруженного тела).

Эпикур(еизм) (340 г. до н.э). Боролся с идеалистами и агностиками — доказывал материальность и познаваемость мира, противостоял суевериям, предрассудкам, магии. Для него философия — основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни. В основе его теории познания — каноны (мера, критерий). Критерий истины — в ощущениях (в отличие от Аристотеля и Платона, которые видят в разуме другой главный источник истины). Возможн восприятия отдаленных предметов объясняет в духе Демокрита (предметы = сами по себе и истекающие от них образы «идолы»). Душа телесна. Для достижения счастья надо 1) отсутствие телесного страдания 2) невозмутимость души 3) дружба. «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Сущ много целостных миров, отлич друг от друга и отлич разл ступенями развития.

Стоики. Вторая, после эпикуреизма, новая эллинистическая философск школа (конец 4 в. до н.э. — конец 3 в до н.э., был вытеснен неоплатонизмом). Зенон: (335-263 гг. до н.э.). Пропагандировал свое учение в афинском портике (галерея) = «стоа» (по-древнегречески) => от этого и пошла название школы. Зенон умер, задержав дыхание (самоубийство). Философия: физика, этика, логика (исслед внутренней и внешней речи). Единственный источник знания — ощущения (сенсуалисты). Душа новорожденного — чистый папирус. Объективный мир познаваем. Физика стоиков — объективно существуют  только тела. Вслед за Гераклитом считали огонь первичной субстанцией. В отлич от эпикур.: мир — единое органич целое. Бог — деятельная и творческая сила самой материи, заложенное природой в саму себя программа ее деятельности. Души смертны, но некоторые (особо устойчивые ) могут после смерти еще сущ до ближайшего мирового пожара. Этика: повиновение судьбе, умеренно-радостное состояние духа. Ничего не зависит от нашей воли, но от нее зависит, как мы будем к этому относиться. А относиться надо — равнодушно. Единство: едины люди, животные и т.п. => высшая цель людей — преодолеть все то, что их разъединяет (этнические, расовые и др.).

Скептики. От «скепсис» — рассматривание, разглядывание, колебание. Скепт. — направление в гносеологии, вид агностицизма — всякое знание недостоверно, учение о принципиальной непознаваемости мира. Скептицизм: полный (отриц возможн достоверн знания) и частичный (отриц возм достоверн знания о чем-либо). Частичные скептики: софисты (но уверенно рассуждали о происхождении религии, законов…), Платон (отриц достоверн чувств знания, но был уверен в достижении истины на уровне интеллектуального знания). Т.о. полный скептицизм — эллинизм. Пиррон (360-270 до н.э.)- родоначальник. Для него скептицизм — своеобразный образ жизни (не спас тонущего учителя). Центр внимания — проблема счастья. Сделал вывод: все философы противоречат друг другу => мы не можем знать, что такое мир, все относительно, все вещи непознаваемы => надо воздерживаться от суждений. Но если Эпикура спокойствие идет от знания, то у Пиррон от отказа от знания.

Эклектизм. (от «эклего» выбираю, отбираю), эклектик — тот, кто выбирает и отбирает лучшее. Принято употреблять с отриц. Значением — ненаучный методологических прием, соединение несоединимого и т.п. (II — I вв. до н.э.).

 Римская философия начинается II — I вв до н.э. с эклектизма после окончания греческой философии. (Цицерон, Варрон, Лукреций, Колумелла (с/х), Сенека (стоицизм), Марк Аврелий (стоицизм).

Неоплатонизм (III век). Плотин — думал о себе как о истолкователе Платона. Наблюдается возврат к мифологии. Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку. Восхождение к единому — экстаз (мистическое познание бога путем переживание его в самом себе).

Запись опубликована в рубрике Аспиранту, Философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

🇬🇧 Attention! Comments with URLs/email are not allowed.
🇷🇺 Комментарии со ссылками/email удаляются автоматически.